Главная / АвтоИнформация / Новости / Автомобильные новости / Бу Андерссон ответит за чужие ошибки?

Бу Андерссон ответит за чужие ошибки?

Бу Андерссон

Имя преемника официально отправленного в отставку главы «АвтоВАза» станет известно 15 марта на совете директоров компании.

Как пишет издание «За рулем», шведского топ-менеджера обвинили в том, что 2015 год «АвтоВАЗ» завершил с многомиллиардными убытками. Кроме того, накануне выборов в Госдуму Андерссона раскритиковали за жесткую кадровую политику и неделикатное обхождение с работниками завода. Всем известно, что с момента назначения на должность Бу Андерссон отличался радикальным и кардинальным подходом решению проблем. Но таким ли злом для тольяттинского автогиганта оказался 60-летний варяг, каким его пытается представить руководство Ростеха, задается вопросом «За рулем».
— Все. Нам нужен другой человек, — отрезал глава Ростеха Сергей Чемезов.
В компании «Renault Россия» планы по отставке Бу Андерссона тоже подтвердили. Новому руководителю предстоит заняться «следующим этапом операций по выводу компании из кризиса».
Близкий круг общения самого Андерссона, отмечает, что подобное развитие событий оказалось полной неожиданностью. Неужели Андерссон явился таким страшным злом для «АвтоВАЗа», тайным иностранным агентом, которого отправили для развала российской экономики в угоду альянсу Renault-Nissan? Оценивая все, что шведу удалось сделать за два с лишним года, в такое трудно поверить.
 
Похоже на «проклятое место»? Возможно, его руками решили сделать всю грязную работу, а отставкой разрядить назревающее социальное недовольство в Тольятти. План по оптимизации численности рабочих «АВтоВАЗа» существовал в Минпромторге задолго до прихода решительного шведа, но взяться за людей пришлось именно ему. Накануне выборов в Госдуму такая бомба замедленного действия оказалась никому не нужна. Теперь Бу смещен, и обязательно все будет хорошо, как бы дает нам понять государство в лице Ростеха. Теперь плачевное состояние российской экономики можно смело прикрывать недальновидностью иностранца…
 
После дифирамбов за запуск двух новых моделей, повышение качества выпускаемых автомобилей и снижение расходов по ряду статей в адрес Бу Андерссона посыпалась жесткая критика. «Неожиданно» предприятие, ориентированное на внутренний рынок, оказалось неспособным приносить прибыль в условиях кризиса. По итогам 2015 года в результате проводимой Андерссоном политики «АвтоВАЗ» показал 75 млрд рублей убытков (по другим источникам – 66,818 млрд). В аудиторском отчете консалтинговой компании Ernst&Young говорится, что большая часть убытков (42 млрд) образовалась из-за обесценивания активов компании. Позже, стараясь защитить своего подопечного, это не раз подтверждал глава Renault-Nissan Карлос Гон. Еще до официальной отставки Андерссона Гон просил никак не связывать его возможный уход с финансовыми результатами деятельности компании.
 
Но российские акционеры придерживаются другого мнения. Чемезов заявил, что попытки Андерссона обеспечить высокое качество продукции обернулись тем, что он отказался от услуг большинства российских поставщиков и пошел по самому простому пути - закупке комплектующих за рубежом у поставщиков альянса Renault-Nissan. В итоге из-за рухнувшего рубля расходы «АвтоВАЗа» многократно возросли, а новые автомобили стали гораздо дороже, чем планировалось: в 2014 году Андерссон рассказывал, что Lada Vesta будет стоить около 350 000 рублей, но стартовая цена на автомобиль, который запустили осенью 2015-го, составила 514 000 рублей.
Претензии о лояльности к иностранным поставщикам понятны. Но цель у Бу была одна - выпуск качественных автомобилей. Выход очередного «тазика» поставил бы крест не только на доверии к «АвтоВАЗу», но и на карьере самого Андерссона, пишет «За рулем».
Кстати, многие из отечественных поставщиков подняли цены настолько, что оказалось дешевле покупать у иностранцев.
 
Сейчас на предприятии работают 44 500 человек
Не менее важной причиной увольнения стала жесткая кадровая политика Андерссона. Еще в 2013 году сразу после назначения на должность главы концерна он отмечал: структура «АвтоВАЗа» неоптимальна. После знаменитой чистки уборных и сливных систем Бу немедленно принялся за приведение численности коллектива в более адекватное состояние. В начала 2014 года на предприятии трудились более 70 000 человек. В настоящее время – порядка 44 500 человек. Под сокращение попали не только рядовые рабочие, но менеджеры разных уровней.
За это время сотрудники автогиганта успели провести несколько митингов, на которых требовали остановить сокращения, повысить зарплату и просили принять меры по сохранению «АвтоВАЗАгрегата» и его дочерних предприятий, которые обанкротились, поскольку Андерссон отказался от их услуг. Но в чем-то Андерссон попытался пойти навстречу. Он пообещал, что в случае наращивания объемов производства поднимется и заработная плата. Но с падением рубля и цен на нефть все получилось наоборот: в феврале 2016 года предприятие в Тольятти перешло на четырехдневный график работы, а зарплата сотрудников, включая самого Андерссона, снизилась еще на 20%. До этого момента средний заработок по заводу и так был невысок – 28 000-28 500 рублей. Сам бу рассказывал, что его месячная зарплата составляет около 50 000 долларов в рублевом эквиваленте.
 
 
Lada Xray Lada Vesta
Сотрудники «АвтоВАЗа» несмотря на все жесткие реформы шведа рассказывают больше о его заслугах, чем о промахах. Глава профсоюза компании Сергей Зайцев с гордостью говорит о выпуске в сжатые сроки двух сильных новинок – Lada Vesta и Lada Xray, отмечая, что в дальнейшем модельный ряд обновится по уже разработанному плану.
Производительность труда на предприятии с приходом Андерссона выросла в 2014 году в два раза по сравнению с 2013-м, а в 2015-м увеличилась еще примерно на 11%, притом, что персонала стало меньше на треть.
- Качество автомобилей выросло, - рассказал Зайцев. - Пусть до Toyota и Nissana пока не дотягиваем, но Renault и другие европейские компании мы обогнали точно.
Эти слова подтверждают и результаты прошлогоднего итогового собрания акционеров «АвтоВАЗа». Показатель прямого схода автомобилей с конвейера без дефектов достиг 88% против 56% в конце 2013 года. Общий объем дефектов на сборочных линиях только в 2014 году сократился на 42%.
Бу Андерссон запустил центр удовлетворенности потребителей, который собирает информацию от клиентов по качеству автомобилей. На ее основе приняли немало решений по комплектациям и улучшениям каждой модели. Для дилеров же заработала «Lada Академия» - информационно-консультационный центр, базирующийся на стандартах и требованиях альянса Renault-Nissan. Отныне каждый дистрибьютор обязан проводить аттестацию персонала после блока тренингов.
В итоге Андерссону удалось сделать то, во что мало кто верил, - вернуть доверие и интерес к марке Lada и впервые за многие годы выпустить качественные автомобили в рекордно короткие сроки.
Сейчас на заводе без лишних надежд готовятся к встрече с новым руководителем. На его место прочат назначенца из Renault.
- Мы хотели бы, чтобы новый глава продолжил все хорошее, что начал Андерссон. Прислушивался бы ко всем проблемам, о которых ему рассказывают, общался с местной администрацией, - говорит Зайцев. - Было бы здорово, чтобы завод в Тольятти снова перешел на полную смену, а зарплаты выросли. Логичнее для этих целей было бы наладить производство модели Vesta в Тольятти. Большинство комплектующих для нее производится здесь, потом их отвозят в Ижевск, а расходы на доставку немалые.
 
 
Lada Xray салон
В политике Бу Андерссона, безусловно, были и промахи, и неоднозначные решения. Например, решение собирать Lada Vesta в Ижевске, а не в Тольятти. Однако куда больше вопросов вызывает обоснованность решения руководства Ростеха, которое должно понимать, что поставленные перед Андерссоном задачи были далеки от заботы о социальных нуждах Тольятти и снижении уровня безработицы в городе. Швед не мог не сокращать сотрудников, имея своей целью получение прибыли и снижение издержек. Назначение Андерссона не в последнюю очередь было обусловлено надеждой на то, что именно человек со стороны может сделать то, на что ранее никто не решался, и при этом примет укор общественности на себя. Не должны были в Ростехе забывать и о других важных факторах - в частности, об обвале рубля, резюмирует «За рулем».
Новому назначенцу придется принимать стратегические решения, находясь ровно в тех же условиях, что и Андерссон, который дни и ночи проводил на заводе. Повлиять на экономическую ситуацию в стране не сможет никто - останется только ждать, когда рынок хоть как-то стабилизируется, а люди вновь будут получать достойную зарплату и пойдут покупать новые автомобили.
С другой стороны, скандальный уход Андерссона может стать предвестником конфликта между членами альянса. В 2015 году участие в «АвтоВАЗе» обошлось альянсу Renault-Nissan в 620 млн евро. Сейчас Карлос Гон утверждает, что готов продолжать инвестировать в российский рынок и верит в долгосрочную перспективу.
В то же время Гон признает, что не хочет терять деньги в будущем. А в России будущее непредсказуемо.
 

11.03.16 14:15
Поделиться в:

  [ назад в новости ]

www.bibika.ru - "Поисковая система по продаже новых и подержанных автомобилей".  [ e-mail ]
©2000-2024 NINSIS  
 Лицензия СМИ «Bibika.ru» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий
 и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.10.2010 за номером Эл № ФС77-42412)


Рейтинг@Mail.ru Rambler's
Top100