КНР закрывает спрос: как продавались легковые автомобили в России в 2023 году и чего ждать дальше?
Рынок продаж легковых автомобилей в России лихорадит – это наиболее точное определение ситуации, происходящей в данной отрасли.
Ведущие европейские и американские автомобильные бренды ушли из РФ сразу после начала СВО в феврале 2022 года. Остатки автомобилей у дилеров всё ещё распродаются, но их остаётся всё меньше и меньше. Место компаний из Европы, США и Японии занимают производители из Китая. Однако далеко не все готовы пересаживаться на китайские автомобили. Это – одна из главных причин, почему продажи за прошлый 2022 год упали почти на 60% (с учётом параллельного импорта, запущенного в 2022 году).
Однако с конца 2022 года падение прекратилось и был зафиксирован пусть и небольшой, но всё же устойчивый рост за счёт именно параллельного импорта. В начале апреля 2023 года по результатам исследования аналитиков банка ВТБ и маркетингового агентства НАПИ, доля продаж легковых иномарок выросла на 16% за месяц (с января по февраль).
Рост есть. Но за счёт чего?
Правда, если разобрать этот рост, то картина складывается неоднозначная. В феврале продали около 4,6 тысяч новых легковых автомобилей, ввезённых по схеме параллельного импорта. Но это лишь 8% от общего объёма проданных машин. И что ещё не менее важно – около 80% продаж автомобилей, ввезённых по параллельному импорту, в начале 2023 года пришлись как раз на японские и немецкие бренды, такие как Toyota, Mercedes-Benz и BMW. То есть, среди активных покупателей пока что те автомобилисты, которые не хотят пересаживаться на китайские машины.
С западными и японскими брендами тоже пока есть проблема. Большинство автомобилей, ушедших известных брендов, по-прежнему поступают в Россию из ОАЭ и Китая. А это автоматически провоцирует недоверие покупателей. Недоверие из-за отсутствия гарантии от производителя и высоких цен. Однако со временем ситуация поменялась и тут: уже сами продавцы на территории РФ предоставили скидки и взяли на себя часть расходов по ремонту. Не игнорируют и такое предложение от банков, как автомобильные вклады – покупку машины на средства на депозите в конкретном банке у его фирм-партнёров. За это банк начисляет повышенные проценты. Расчёт доходности таких депозитов, как и обычных вкладов, можно рассчитать на онлайн-калькуляторе вкладов, после чего решить, насколько выгодным будет такое предложение.
Проблемы с «настройкой» импорта
Параллельный импорт идёт не так гладко, как хотелось бы. К примеру, компания Volkswagen активно мониторит незаконные поставки своих автомобилей из Китая в Россию, создавая «чёрный список» китайских дилеров. Ухудшение валютного курса также усугубляет проблемы для импортёров и конечных покупателей. Поэтому если вы убеждённый сторонник приобретения машины немецкого, американского или японского производства, то лучше бросать всё и бежать в автосалон как можно скорее. Запасы у дилеров почти что иссякли, а новые логистические цепочки пока ещё не работают настолько эффективно, чтобы закрывать все потребности.
Тем не менее, логистические цепочки в условиях «новой реальности», то бишь, параллельного импорта, действуют. За счёт этого расширяется ассортимент марок и моделей и, пусть и пока очень медленно, закрывается отложенный спрос. Однако расширение пока что идёт именно за счёт отечественных и китайских машин.
Цель – миллион. Динамика продаж машин с начала 2023 года и прогноз на будущее
К началу июля 2023 года появилась свежая статистика по продажам легковых машин от Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно их отчёту, в России за первые 6 месяцев 2023 года реализовали 428 308 новых легковых авто. Это на 9,9% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Топ-3 марок за этот период:
· Лада Гранта
· Lada Niva
· Chery Tiggo 7 Pro
Идём далее. По результатам сентября 2023 года в России реализовали уже 110 358 новых легковых автомобилей, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный месяц 2022 года. Об этом сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ». А в лидерах – LADA. На её долю в сентябре этого года пришлось почти 32%, что равно продаже 34 991 автомобиля. Правда, год назад показатель «Лады» составлял примерно 40%, но откат объясним за счёт постепенно заполнения рынка китайскими машинами.
Они как раз прочно укрепились в десятке от АЕБ. Градация такая:
· Chery – продано 12 102 шт.
· Haval – продано 11 080 шт.
· Geely – продано 9 175 шт.
· Changan – продано 6 110 шт.
· OMODA – продано 5 225 шт.
· EXEED – продано 4 520 шт.
После «китайцев» – Япония и Корея. В 2023 году корейская Kia и японская Toyota продали в России 2 378 и 2 345 автомобилей соответственно.
Переходим к октябрю. В этом месяце в РФ было зарегистрировано 112,2 тысячи продаж новых легковых автомобилей. По подсчётам всё того же «АВТОСТАТА» это больше сентября почти на 2%. А если сравнивать с октябрём 2022 года, то больше на 2,6 раза. При этом продажи в количестве свыше 100 000 стабильно идут с августа этого года.
Ну а если подсчитать всё с начала года, то с января по октябрь в России продали 829,5 тысячи новых легковых автомобилей. Это на 60% больше, если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года. Но и тут стоит сделать скидку на появление китайских брендов – своим ростом продажи обязаны этому фактору. Согласно экспертам, продажи китайских автомобилей в России составляют уже 50 процентов от общего объёма, и это не предел – ожидается рост до 60-70%.
Как бы ни хотелось считать иначе, приходиться считаться с тем, что поставки машин из КНР посодействовали восстановлению российского автомобильного рынка, включая производство и выпуск отечественных брендов. Благодаря такому сотрудничеству рынок рынок автомобилей в России продолжит свой рост, и к концу 2023 года объем продаж легковых и лёгких коммерческих автомобилей вполне может достичь 1 млн единиц.
В завершение стоит сказать о ценах. Да, они выросли уже к концу 2022 года и снижены в ближайшее время точно не будут. Не окажет влияния на колебания цен и продолжающийся параллельный импорт новых марок, таких как Citroen, Mazda, Opel, Peugeot, Ford и Hyundai. Стоимость может поменяться из-за нестабильности курса валют, но это далеко не единственный фактор, за счёт которого это может произойти. В любом случае, на сегодняшний день российские компании на автомобильном рынке намерены всячески укреплять свои позиции в переменчивых условиях и поддерживать стабильные цены.
Текст: Иван Блинов. Экономический обозреватель "Выберу.ру"