Карта сайта

Дизтопливо в России: стандарты качества

Почему в России автомобили обязаны соответствовать нормам Евро-5, а топливо – только Евро-3? Чем отличаются российские топливные стандарты от европейских? Как можно испортить качественное топливо в процессе реализации? Об этом рассказывает директор департамента топлива и логистики сети АЗС Statoil Юрий Брянцев.

АЗС Statoil Красный Бор

- Как вы оцениваете тот факт, что в России «автомобильное Евро» значительно опережает «топливное»? Т.е. когда по факту с 01.01.14 в Россию нельзя ввезти машину, не соответствующую нормам Евро-5, тут до сих пор можно торговать бензином и дизельным топливом стандарта Евро-3? Что в данном случае делать автовладельцам?

Здесь, вы правы, наблюдается определенный дисбаланс, но не стоит забывать, что процесс перехода на более экологичное топливо достаточно длительный, ведь и европейские страны проходили аналогичный путь постепенно. В нашей стране процесс перехода детально спланирован, происходит поэтапное ужесточение требований к экологичности, как автомобильных двигателей, так и топлива. Подобные изменения направлены в первую очередь на улучшение экологической ситуации в стране.
Для потребителей данные нововведения не принесут значительных изменения, ведь автомобили с двигателями, соответствующими стандартам и Евро-4, и Евро-3, все еще эксплуатируются на российских дорогах.

- Как обстоит ситуация с топливом Евро-5 на российском рынке?

Если говорить о мегаполисах и о крупных игроках топливной розницы, то сейчас найти бензин и дизельное топливо стандарта ниже Евро-5 достаточно трудно. Несколько лет назад мы предлагали на своих АЗС в Санкт-Петербурге импортное топливо Евро-5. На тот момент оно было нашим конкурентным преимуществом, люди были готовы переплачивать за качество. Сейчас ситуация на рынке изменилась: топливо стандарта Евро-5 российского производства предлагаю практически все игроки. Поэтому сейчас  в Петербург топливо из-за пределом Таможенного Союза мы больше не возим.

В регионах нашего присутствия (сеть АЗС Statoil работает также в Ленинградской, Мурманской и Псковской областях) ситуация с качество топлива в целом аналогичная. Следует отметить, что, несмотря на достаточно высокий уровень качества топлива на рынке Мурманской области, мы до сих пор предлагаем нашим клиентам норвежское дизельное топливо.


- Поскольку вы торгуете как российским, так и европейским топливом, то имеете возможность сравнивать. Неужели отечественная солярка по качеству такая же, как и норвежская?

В Евросоюзе на дизтопливо действует стандарт EN 590, в России – стандарт Таможенного союза ТР ТС 013/2011. И в том, и в другом обозначены одинаковые требования к топливу стандарта «Евро-5», хотя если разбирать отдельные пункты, то можно найти незначительные отличия.

Для примера  давайте рассмотрим паспорта двух партий дизельного топлива из Норвегии и из Белоруссии. Один из ключевых параметров, который влияет на чистоту топлива, – это содержание серы. Требования ТР ТС 013/2011 и EN 590 здесь одинаковые – не более 10 мг на килограмм.

При этом в конкретной норвежской партии мы имеем 7,5 милиграмм серы на килограмм топлива, а в белорусской – 4,5 мг на кг. Выходит, что данная партия дизельного топлива с территории таможенного союза даже немного чище, чем из Норвегии.

АЗС Statoil Красный бор

- И все-таки шанс купить топливо более низкого класса существует?

Конечно, не все НПЗ пошли по пути быстрой полной модернизации, тут у каждого свой путь. Дело в том, что топливо стандартов «Евро-3» и «Евро-4» облагается более высоким акцизом, поэтому одним предприятиям выгоднее вложиться в оборудование и снизить свои акцизные платежи, а другим удобнее платить больше государству, но модернизацию проводить постепенно. Поэтому шанс заправиться дизельным топливом «Евро-3» существует.

- Как определить, что на АЗС торгуют топливом того или иного класса?

По закону, на заправке должна быть полная информация о реализуемом топливе. Мы, к примеру, размещаем соответствующие наклейки прямо на заправочном пистолете, а также у касс и в прейскуранте на топливо.

По первому требованию потребителю обязаны предоставить паспорт качества партии топлива, которая реализуется в данный момент. Там вы можете проверить, какому классу оно соответствует, и детально изучить его характеристики.

- Является ли соответствие топлива стандарту «Евро-5» полной гарантией качества?

Если говорить о качестве топлива в целом, то да. Но везде есть свои нюансы. Дело в том, что даже самое хорошее топливо можно испортить в процессе доставки и непосредственно на АЗС. Если транспортировка организована неправильно, то в бензин или дизельное топливо может попасть вода или другие посторонние примеси.

Также важно, в каком состоянии компания-оператор АЗС поддерживает резервуарный парк, - емкости для хранения топлива. Мы, к примеру, регулярно проводим зачистку – это достаточно дорогостоящая процедура, в процессе которой из емкостей полностью удаляется как топливо, так и весь осадок, она позволяет гарантированно сохранять высокое качество топлива.

Следует отметить, что на рынке розничной торговли все еще  работают игроки, которые уделяют недостаточно внимания качеству своей продукции, и предпочитают конкурировать за счет низкой цены.

Еще совет: никогда не покупайте топливо, если в момент заправки топливо сливается из бензовоза в резервуар. Когда пополняются емкости, осадок со дна перемешивается. По технологии положено подождать, пока он снова осядет. Данное требование устанавливается законодательно, но некоторые игроки рынка им пренебрегают.

- На автосервисах людям, приехавшим с различными неисправностями двигателя, часто говорят, что «во всем виновато топливо». Как вы считаете, насколько они близки к истине?

Переложить всю ответственность на топливо – это самое простое, что может сделать мастер на СТО. На самом же деле, причин выхода из строя топливной аппаратуры или системы выпуска может быть очень много. В значительной степени на состояние автомобиля влияет качество масла, периодичность технического обслуживания и стиль езды и т.д.. Если не вовремя проходить ТО, заливать контрафактное масло и агрессивно ездить, то даже на идеальном с точки зрения экологических показателей топливе машина долго не протянет.

- Бывают ли жалобы на качество топлива от ваших клиентов?

Бывают, они ведь случаются абсолютно у всех розничных операторов. К каждому обращению мы внимательно прислушиваемся, проводим проверку. Интересный случай был с одним из наших бизнес-клиентов.

Водитель заправился у нас на АЗС, а на следующий день его грузовик не смог завестись, потому что дизельное топливо в баке превратилась в гель. Собственник машины обратился к нам с претензией, что мы якобы продали летнее топливо в зимнее время.

Поначалу выглядело так, что мы действительно виноваты. На руках у шофера был чек на полный бак. Мы запросили данные тахографа этого автомобиля. Выяснилось, что за день водитель успел доехать до Нижнего Новгорода и стартовать обратно. При всем желании на одном баке проехать столь большое расстояние было невозможно. Стало быть, машину явно заправляли где-то еще. Собственник свою претензию отозвал.

Дизельное топливо Statoil

- Недавно вы запустили дизельное премиум-топливо D Fortis. Оно проходит какую-то дополнительную очистку?

Нет, изначально это  российское дизельное топливо стандарта «Евро-5», но с пакетом присадок, разработанных компанией Lubrizol. Судя по результатам испытаний, которые мы провели в лаборатории Политехнического университета, использование D Fortis позволяет снизить расход до 4,8%. Кроме того, пакет присадок очищает двигатель и снижает количество вредных выбросов в атмосферу.


Сравнительная таблица дизтопливных стандартов ТР ТС 013/2011и EN 590

Как видно, некоторые важные параметры российским стандартом всё-таки не регламентируются. Замеры на реальных образцах топлива и выводы о влиянии этих параметров на состояние двигателя и выпускной системы автомобиля мы сделаем в следующих публикациях.

ТР ТС 013/2011
(Евро-5 в Таможенном союзе)
Параметр
EN 590
(Евро-5 в Евросоюзе)
Не более 10 мг/кг
Массовая доля серы
Не более 10 мг/кг
Не менее 51
Цетановое число для летнего топлива
Не менее 51
Не менее 47
Цетановое число для зимнего топлива
Не менее 51
Не регламентируется
Зольность
 Не более 0,01% веса
Не регламентируется
Содержание воды
Не более 200 мг/кг
Не регламентируется
Коксуемость 10%-го остатка
Не более 0,3% веса
Не более 8%
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов
Не более 8 %


5.02.14


  Цитирование и перепечатка без активной ссылки на материал и указания "Автор: bibika.ru" в публикации запрещено.


  Поделиться в:






www.bibika.ru - "Поисковая система по продаже новых и подержанных автомобилей".  [ e-mail ]
©2000-2024 NINSIS  
 Лицензия СМИ «Bibika.ru» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий
 и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.10.2010 за номером Эл № ФС77-42412)


Рейтинг@Mail.ru Rambler's
Top100